Развитие поддержки IT-отрасли зависит от глобальной концепции налогообложения крупнейших цифровых компаний

 

Второй пакет мер поддержки IT-отрасли будет запущен во втором полугодии текущего года после того, как правительство определится концептуально с вопросом дальнейшего налогообложения иностранных IT-компаний (Apple, AliExpress, Amazon, Google, Facebook). У этой проблемы есть два способа решения. Первый способ – предполагает введение собственного налога на глобальные IT-компании, в второй – присоединиться к глобальной системе международного налогообложения в рамках принятой в ОЭСР концепции международного налогообложения крупных цифровых компаний с разветвленной сетью присутствия в других странах. ОЭСР начиная с 2019 года ведет переговоры с разными странами (всего 137 стран) о вопросах, связанных с выработкой единой концепции глобального налогообложения крупных IT-компаний, получившее название Pillar 1 и Pillar 2. Российская Федерация также является стороной переговорного процесса, так как глобальные подходы в вопросах налогообложения могут коснуться и российских IT-компаний, которые осуществляю свою деятельность на международном рынке.

В рамках глобальной концепции налогообложения крупнейших IT-компаний, выработанной ОЭСР, рассматривается два основных способа налогообложений. Первый способ налогообложения (План Pillar 1) предполагает, что международные IT-компании, которые используют цифровые технологии, должны будут платить налоги по территориальному принципу, то есть там, где у них есть значительная клиентская база пользователей. При этом физическое присутствие международной IT-корпорации на территории этой страны не будет иметь значение.

Второй способ налогообложения (План Pillar 2) предполагает использование более сложного механизма, согласно которого международные IT-компании должны уплачивать налоги не ниже, чем это предусмотрено по глобально установленной минимальной ставке. На данный период времени ОЭСР с выбором одного из двух способов налогообложения не определилась.

Напомним, что с 1 января 2021 года в рамках первого пакета мер поддержки IT-отрасли, российским IT-компаниям были предоставлены значительные налоговые преференции и льготы. Так, в частности, ставка налога на прибыль для таких компаний была снижена с 20 до 3%, а совокупная ставка страховых взносов – с 14 до 7,6%. Определенные послабления были предоставлены и по НДС: установлена нулевая ставка по налогу для российского лицензионного софта.

Таким образом, принятие общей (глобальной) концепции налогообложения доходов IT-компаний позволит повысить эффективность налоговых мер регулирования во всем мире. А отсутствие прогресса в переговорном процессе может привести к практике установления односторонних налогов, что в дальнейшем может привести к увеличению числа налоговых споров, а также к двойному или многократному налогообложению IT-компаний.